Размещено 11.08.2021г.
Прокуратура Кромского района разъясняет
Вопрос: Кем и на основании чего осуществляется, контролируется деятельность по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию?
Основу правового регулирования в данной области правоотношений составляет Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее-Закон).
К примеру, ч. 2 ст. 5 Закона установлен запрет для распространения среди детей отдельных видов информации. Под запретом информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью либо жизни и здоровью иных лиц (например, побуждающая к членовредительству или к самоубийству) либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, если такая информация позволяет прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
В целях реализации положений Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №1019 утверждено Положение о Федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
К органам госконтроля отнесены: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом Роскомнадзор осуществляет контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований к производству и выпуску СМИ, вещанию телеканалов и радиоканалов, а также к распространению информации в сети "Интернет".
Рособрнадзор осуществляет контрольно-надзорные полномочия за соблюдением образовательными и научными организациями обязательных требований к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к сети "Интернет".
Роспотребнадзор осуществляет контроль (надзор) за соответствием информационной продукции обязательным требованиям о классификации и размещению знака информационной продукции по возрастным ограничениям.
Для реализации поставленных задач органы государственного контроля наделены рядом полномочий, к которым относятся проведение документарной и выездной проверок, опрос, осмотр, истребование документов, получение письменных объяснений и др. Кроме того, органы федерального государственного надзора при проведении проверок вправе привлекать экспертов и экспертные организации.
Результаты контрольного (надзорного) мероприятия отражаются в акте проверки. При этом в случае выявления нарушений обязательных требований, в акте проверки указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проверки в акте проверки указывается факт его устранения.
Если нарушения не устранены добровольно, орган контроля в пределах своих полномочий обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд. При этом следует иметь ввиду, что доступ к распространяемой в СМИ либо сети Интернет информации экстремистского характера либо содержащей призывы к участию, в том числе несовершеннолетних, в массовых беспорядках может быть ограничен Роскомнадзором незамедлительно по требованию Генеральной прокуратуры РФ.
Кроме того, при выявлении в ходе проверки признаков преступления или административного правонарушения орган контроля обязан принять меры в рамках собственной компетенции по привлечению виновных лиц к ответственности либо направить соответствующую информацию в иной государственный орган.
Постановление Правительства РФ вступило в силу 02.07.2021.