«Что нужно знать о проведении контролирующим органом проверки
в отношении субъекта бизнеса?»
В современных экономических условиях особое значение приобретают вопросы соблюдения и защиты прав предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон).
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!
- В соответствии с положениями закона проверки бывают плановыми и внеплановыми, могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная – по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.
- Основанием проведения плановых проверок является
ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).
Основ
анием для в
ключения плановой проверки в
ежегодный план пров
едения планов
ых пров
ерок яв
ляется истечение 3-х лет
со дня:
1)
государств
енной регистрации юридического лица,
индив
идуального предпринимателя;
2)
окончания пров
едения последней планов
ой пров
ерки (при
этом учитыв
аются только пров
ерки, у
которых была та же цель (
предмет);
3)
начала осуществ
ления организацией (
ИП)
предпринимательской деятельности в
соотв
етств
ии с
представ
ленным в
уполномоченный государств
енный орган ув
едомлением о
начале осуществ
ления отдельных видов
предпринимательской деятельности.
Иные сроки пров
едения планов
ых пров
ерок установ
лены, в
частности, при
осуществ
лении предпринимателем деятельности в
сфере здрав
оохранения,
сфере образов
ания и
социальной сфере, и
др.
Ежегодный план пров
едения пров
ерок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru,
официальном сайте прокуратуры Орлов
ской области www.prokuratura-orel.ru, а
также на официальном сайте соотв
етств
ующего органа контроля (
надзора) в
сети «
Интернет».
С 01
января 2016
года по 31
декабря 2018
года вв
едены ограничения на пров
едение планов
ых пров
ерок в
отношении субъектов
малого предпринимательства,
отнесенных к
таков
ым в
соотв
етств
ии с
положениями ст. 4
Федерального закона от 24.07.2007
№209-ФЗ «О разв
итии малого и
среднего предпринимательства».
Если Вы
относитесь к
субъекту малого предпринимательства, В
ам предостав
ляется право
подать в
утв
ердивший
ежегодный план орган государств
енного контроля (
надзора),
орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана пров
едения планов
ых пров
ерок.
Порядок подачи заяв
ления,
перечень прилагаемых к
нему документов,
подтв
ерждающих отнесение юридического лица,
индив
идуального предпринимателя к
субъектам малого предпринимательства,
порядок рассмотрения этого заяв
ления,
обжалов
ания в
ключения пров
ерки в
ежегодный план пров
едения планов
ых пров
ерок, а
также исключения соотв
етств
ующей пров
ерки из ежегодного плана пров
едения планов
ых пров
ерок определен постанов
лением Прав
ительства
РФ от 26.11.2015 № 1268.
- Основанием для проведения
внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (
не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
2)
поступление в
органы государств
енного контроля (
надзора),
органы муниципального контроля обращений о
следующих фактах:
а) в
озникнов
ение угрозы причинения в
реда жизни,
здоров
ью граждан, в
реда жив
отным,
растениям,
окружающей среде,
объектам культурного наследия народов
Российской Федерации,
музейным предметам и
музейным коллекциям, в
ключенным в
состав
Музейного фонда Российской Федерации,
особо ценным, в том
числе уникальным,
документам Архив
ного фонда Российской Федерации,
документам,
имеющим особое историческое,
научное,
культурное значение, в
ходящим в
состав
национального библиотечного фонда,
безопасности государства, а
также угрозы чрезв
ычайных ситуаций природного и
техногенного характера (
подлежит согласованию с органами прокуратуры);
б)
причинение в
реда жизни,
здоров
ью граждан, в
реда жив
отным,
растениям,
окружающей среде,
объектам культурного наследия народов
Российской Федерации,
музейным предметам и
музейным коллекциям, в
ключенным в
состав
Музейного фонда Российской Федерации,
особо ценным, в том
числе уникальным,
документам Архив
ного фонда Российской Федерации,
документам,
имеющим особое историческое,
научное,
культурное значение, в
ходящим в
состав
национального библиотечного фонда,
безопасности государства, а
также в
озникнов
ение чрезв
ычайных ситуаций природного и
техногенного характера (
подлежит согласованию с органами прокуратуры);
в)
нарушение прав
потребителей (в
случае обращения граждан, права
которых нарушены) (
не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
3)
приказ (
распоряжение)
руков
одителя органа государств
енного контроля (
надзора),
изданный в
соотв
етств
ии с
поручениями Президента РФ, Прав
ительства
РФ и
на основ
ании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в
рамках надзора за исполнением законов
по поступившим в
органы прокуратуры материалам и
обращениям.
О пров
едении планов
ой пров
ерки хозяйств
ующий субъект ув
едомляется органом контроля не позднее чем
за 3
рабочих дня
до начала ее пров
едения посредств
ом направ
ления копии распоряжения или
приказа органа контроля (
надзора)
заказным почтов
ым отправ
лением с ув
едомлением о в
ручении или
иным доступным способом.
О пров
едении в
непланов
ой в
ыездной пров
ерки (
за исключением согласов
анных прокурором)
юридическое лицо,
индив
идуальный предприниматель ув
едомляются не менее чем
за 24
часа до начала ее пров
едения любым доступным способом.
Если же основ
анием для пров
едения в
непланов
ой в
ыездной пров
ерки яв
ляется причинение в
реда жизни,
здоров
ью граждан, в
реда жив
отным,
растениям,
окружающей среде,
объектам культурного наследия народов
Российской Федерации,
безопасности государства, а
также в
озникнов
ение чрезв
ычайных ситуаций природного и
техногенного характера,
обнаружение нарушений в
момент сов
ершения таких нарушений в связи с
необходимостью принятия неотложных мер,
органы контроля вправе
приступить к пров
едению в
непланов
ой в
ыездной пров
ерки незамедлительно с
изв
ещением органов
прокуратуры о пров
едении мероприятий по контролю посредств
ом направ
ления документов в
органы прокуратуры в
течение 24
часов.
ВАШИ ПРАВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
- При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение из этого правила составляют случаи проведения проверок по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- При пров
едении в
ыездной пров
ерки должностные лица контролирующего органа обязаны предъявить В
ам или В
ашему представ
ителю служебное удостов
ерение. Прав
ом пров
едения пров
ерки наделены лишь те должностные лица контролирующего органа,
которые указаны в
распоряжении (
приказе)
руков
одителя органа контроля (
надзора) о пров
едении пров
ерки, с
которым В
ас обязаны ознакомить и в
ручить его
копию под
роспись.
-
Перед пров
едением пров
ерки В
ас должны ознакомить:
с
документом о
согласов
ании ее пров
едения с
органом прокуратуры (
если такое согласов
ание требуется в
силу закона)
с
полномочиями пров
еряющих лиц,
с
распоряжением (
приказом) о пров
едении пров
ерки, в
котором указаны цели,
задачи,
предмет и
срок пров
ерки с
датами начала и
окончания ее пров
едения, а
также в
се мероприятия по контролю,
которые запланированы
контролирующим органом.
с
административным
регламентом органа контроля (
надзора), в
соотв
етств
ии с
которым пров
одится пров
ерка ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р утвержден перечень документов, которые с 01 июля 2016 года запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В принятый перечень включены, в частности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, кадастровая выписка об объекте недвижимости, сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию и строительство, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иные сведения и документы.
При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе: 1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
1.1) пров
ерять в
ыполнение требов
аний,
установ
ленных норматив
ными правовыми
актами органов
исполнительной в
ласти СССР и
РСФСР,
не соотв
етств
ующих законодательству
Российской Федерации;
1.2) пров
ерять в
ыполнение обязательных требов
аний и
требов
аний,
установ
ленных муниципальными правовыми
актами,
не опубликов
анными в
установ
ленном законодательств
ом Российской Федерации порядке;
2)
осуществ
лять планов
ую или в
непланов
ую в
ыездную пров
ерку в
случае отсутств
ия при
ее пров
едении руков
одителя,
иного должностного лица или
уполномоченного представ
ителя юридического лица,
индив
идуального предпринимателя, его
уполномоченного представ
ителя;
3)
требовать
представ
ления документов,
информации,
образцов
продукции,
проб обследов
ания объектов
окружающей среды и
объектов
произв
одств
енной среды,
если они
не яв
ляются объектами пров
ерки или
не относятся к
предмету пров
ерки, а
также изымать оригиналы таких документов;
4)
отбирать образцы продукции,
пробы обследов
ания объектов
окружающей среды и
объектов
произв
одств
енной среды для пров
едения их исследов
аний,
испытаний,
измерений без
оформления протоколов
об отборе указанных образцов,
проб по установ
ленной форме;
5)
распространять информацию,
полученную в
результате пров
едения пров
ерки и
состав
ляющую государств
енную,
коммерческую,
служебную,
иную охраняемую законом тайну,
за исключением случаев,
предусмотренных законодательств
ом Российской Федерации;
6) прев
ышать установ
ленные сроки пров
едения пров
ерки;
7)
осуществ
лять в
ыдачу юридическим лицам,
индив
идуальным предпринимателям предписаний или
предложений о пров
едении за их счет мероприятий по контролю.
По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами, изложенными в акте проверки, указав в нем о своем согласии или несогласии с результатами.
В течение 15 дней с даты получения акта проверки Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ,
ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ НАРУШЕН ЗАКОН?
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательства направлен на повышение их правовой защищенности, обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижение административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов.
Если Вы
полагаете, что при пров
едении пров
ерки органом государств
енного контроля (
надзора),
органом муниципального контроля нарушены Ваши права, Вы вправе
обжаловать
их действ
ия и
обратиться с
соотв
етств
ующим заяв
лением:
- к в
ышестоящему должностному лицу органа государств
енного контроля (
надзора),
муниципального контроля;
- в суд;
- в
органы прокуратуры Орлов
ской области по месту нахождения органа контроля.
Статьей 19.6.1
Кодекса РФ об административных прав
онарушениях установ
лена административная
отв
етств
енность должностных лиц
органов
государств
енного контроля (
надзора)
за несоблюдение требов
аний законодательства о
государств
енном контроле (
надзоре).
Должностные лица, пров
одящие пров
ерку,
могут быть прив
лечены к
административной
отв
етств
енности за несоблюдение требов
аний о
государств
енном надзоре, в
ыразив
шиеся в:
- пров
едении пров
ерки при
отсутств
ии основ
аний для
ее пров
едения;
-
нарушения сроков пров
едения пров
ерки;
-
отсутств
ии согласов
ания в
непланов
ой в
ыездной пров
ерки с
органами прокуратуры;
- пров
едении пров
ерки без
распоряжения (
приказа)
руков
одителя или
заместителя руков
одителя органа государств
енного контроля (
надзора);
-
непредстав
лении акта о пров
еденной пров
ерке;
- прив
лечении к пров
едению мероприятий по контролю не аккредитов
анных или
не аттестов
анных в
установ
ленном порядке граждан или
организаций;
- пров
едении планов
ой пров
ерки,
не в
ключенной в
ежегодный план пров
едения планов
ых пров
ерок.
Согласно ч.1 ст.20
Федерального закона №
294-ФЗ результаты пров
ерки, пров
еденной органом государств
енного контроля (
надзора),
органом муниципального контроля с
грубым нарушением установ
ленных настоящим Федеральным законом требов
аний к
организации и пров
едению пров
ерок,
не могут яв
ляться доказательствами
нарушения юридическим лицом,
индив
идуальным предпринимателем обязательных требов
аний и
требов
аний,
установ
ленных муниципальными правовыми
актами, и
подлежат отмене в
ышестоящим органом государств
енного контроля (
надзора) или
судом на основ
ании заяв
ления юридического лица,
индив
идуального предпринимателя.
В
Орлов
скую природоохранную межрайонную прокуратуру жалобу на должностных лиц
природоохранных контролирующих органов
можно подать непосредств
енно на личном приеме прокурора,
почтов
ым отправ
лением по адресу: г.
Орел,
ул.
Комсомольская, д. 231, или
посредств
ом электронной почты в
сети «
Интернет»
www.priroda@prokuratura-orel.ru.