29.10.2018г.
Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач на автомобильном транспорте при организации пассажирских перевозок. Во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации от 02.02.1996 г. № 133-р "о реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения" приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.
В Положении определены основные задачи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);
- содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;
- обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автомобильных перевозок;
- организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Безопасность движения зависит от широкого комплекса условий, затрагивающих почти все стороны деятельности автотранспортных предприятий и всех специалистов, работающих в системе автомобильного транспорта.
Основные факторы, обусловливающие безопасность движения на автомобильном транспорте, характеризуются комплексом "автомобиль-водитель-дорога". Иными словами, для обеспечения высокой степени безопасности движения при автобусных перевозках необходимо, чтобы каждый из названных факторов имел оптимальную характеристику, и все они были в полном взаимном соответствии.
Следовательно, основными условиями организации безопасной перевозки пассажиров являются:
- наличие исправных и соответствующих условиям перевозок пассажирских автотранспортных средств;
- высокая квалификация и дисциплинированность водителей и другого служебного персонала;
- исправные дороги с необходимым обустройством для организации и обеспечения безопасности движения.
Служба эксплуатации АТП непосредственно организует перевозку пассажиров, соответственно по вопросам БД ее задачами являются:
- обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям работы на маршрутах, и контроль за их соблюдением;
- обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;
- организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых документов;
- организация стажировки и учебы водителей, проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршрутах и изменениях дорожных и метеоусловий;
- контроль за соблюдением Правил дорожного движения в части перевозки пассажиров;
- составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;
- проведение обследования автобусных маршрутов не менее 2 раз в год, нормирование скоростных режимов движения автобусов;
Информация об условиях движения обычно оформляется в виде схемы маршрута, на которой обозначаются остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые пересечения, места интенсивного пешеходного движения, опасные по дорожным условиям участки пути, железнодорожные переезды и т.д.
Обеспечение безопасности совершения поездки достигается комплексом мер, направленных на снижение числа дорожно-транспортных происшествий. К этим мерам относятся:
- совершенствование конструкции подвижного состава;
- улучшений условий дорожного движения;
- рациональная эксплуатация подвижного состава;
- правильный подбор, обучение и использование водительских кадров.
Совершенствование конструкции автобуса направлено на повышение их активной и пассивной безопасности. Под первой понимают конструктивные особенности подвижного состава, способствующие предотвращению возможных ДТП при возникновении критических ситуаций: более совершенные и надежные рулевое управление, тормоза, устройства, предотвращающие заносы, средства сигнализации. Пассивная безопасность обеспечивается особенностями конструкции, снижающими тяжесть последствий ДТП: достаточная прочность кузова автобуса, средства аварийной эвакуации пассажиров и пожаротушения и пр. Безопасность конструкции автобуса закладывается в процессе его проектирования и производства и только в незначительной степени может быть повышена при его эксплуатации путем внедрения рационализаторских предложений.
Улучшение условий дорожного движения обеспечивается:
- соответствием ширины улиц транспортным потокам;
- сооружением транспортных развязок в разных уровнях;
- поддержанием дорожных покрытий в надлежащем состоянии (ремонт и своевременная очистка покрытий);
- совершенствованием средств регулирования движения (внедрением светофорной сигнализации, обустройством транспортным маршрутов дорожными знаками, нанесением линий разметки и пр.);
- выделением специальных полос для движения городского транспорта;
- ограничением движения легковых и грузовых автомобилей по улицам, где организовано движение городского транспорта;
- устройством специальных "карманов" для размещения автобусов на остановочных пунктах.
Решение вопросов улучшения условий дорожного движения требует совместных усилий работников транспорта, дорожно-эксплуатационной службы, органов ГИБДД.
Влияние эксплуатации подвижного состава на безопасность совершения поездок целиком определяется деятельностью автотранспортных предприятий и зависит от соблюдения установленного контроля технического состояния подвижного состава при выпуске на линию и научно обоснованного нормирования скоростей движения на маршрутах.
Подбор, обучение и использование водительских кадров должны производиться с учетом специфики работы автобусного транспорта. Особо важное значение при этом имеет полное соблюдение установленной законодательством продолжительности рабочего дня водителя, предупреждение случаев управления водителем автобусами в состоянии опьянения, систематическое изучение водителями особенностей вождения автобусов на опасных участках маршрутов.
Перед выходом водителя на линию с ним проводится инструктаж по БДД. На каждом маршруте рассматриваются особо опасные участки. Если произошло ДТП, то оно тщательно разбирается комиссией, которую возглавляет руководитель предприятия и его заместители.
В истекшем периоде 2018 года на территории Орловской области отмечается рост дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов на 4.9 % (43). Наибольшая тяжесть последствий фиксируется на маршрутах перевозок пассажиров автобусами в межрегиональном, междугородном сообщении.
На основании вышеизложенного и в связи с участившимися нарушениями Правил дорожного движения водителями общественного транспорта, отделение ГИБДД по Кромскому району Орловской области просит незамедлительно сообщать о всех соответствующих фактах, по телефону дежурной части ОМВД России по Кромскому району 2-15-00, телефону отделения ГИБДД 2-16-52, либо направлять фото и видеоматериалы через официальный сайт УМВД России по Орловской области в разделе «Приём обращений».
ОГИБДД Кочеров О.А.