Безопасность движения автобусов на маршруте

29.10.2018г.

Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач на автомобильном транспорте при организации пассажирских перевозок. Во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации от 02.02.1996 г. № 133-р "о реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения" приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.
В Положении определены основные задачи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);
- содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;
- обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автомобильных перевозок;
- организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Безопасность движения зависит от широкого комплекса условий, затрагивающих почти все стороны деятельности автотранспортных предприятий и всех специалистов, работающих в системе автомобильного транспорта.
Основные факторы, обусловливающие безопасность движения на автомобильном транспорте, характеризуются комплексом "автомобиль-водитель-дорога". Иными словами, для обеспечения высокой степени безопасности движения при автобусных перевозках необходимо, чтобы каждый из названных факторов имел оптимальную характеристику, и все они были в полном взаимном соответствии.
Следовательно, основными условиями организации безопасной перевозки пассажиров являются:
- наличие исправных и соответствующих условиям перевозок пассажирских автотранспортных средств;
- высокая квалификация и дисциплинированность водителей и другого служебного персонала;
- исправные дороги с необходимым обустройством для организации и обеспечения безопасности движения.
Служба эксплуатации АТП непосредственно организует перевозку пассажиров, соответственно по вопросам БД ее задачами являются:
- обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям работы на маршрутах, и контроль за их соблюдением;
- обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;
- организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых документов;
- организация стажировки и учебы водителей, проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршрутах и изменениях дорожных и метеоусловий;
- контроль за соблюдением Правил дорожного движения в части перевозки пассажиров;
- составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;
- проведение обследования автобусных маршрутов не менее 2 раз в год, нормирование скоростных режимов движения автобусов;
Информация об условиях движения обычно оформляется в виде схемы маршрута, на которой обозначаются остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые пересечения, места интенсивного пешеходного движения, опасные по дорожным условиям участки пути, железнодорожные переезды и т.д.
Обеспечение безопасности совершения поездки достигается комплексом мер, направленных на снижение числа дорожно-транспортных происшествий. К этим мерам относятся:
- совершенствование конструкции подвижного состава;
- улучшений условий дорожного движения;
- рациональная эксплуатация подвижного состава;
- правильный подбор, обучение и использование водительских кадров.
Совершенствование конструкции автобуса направлено на повышение их активной и пассивной безопасности. Под первой понимают конструктивные особенности подвижного состава, способствующие предотвращению возможных ДТП при возникновении критических ситуаций: более совершенные и надежные рулевое управление, тормоза, устройства, предотвращающие заносы, средства сигнализации. Пассивная безопасность обеспечивается особенностями конструкции, снижающими тяжесть последствий ДТП: достаточная прочность кузова автобуса, средства аварийной эвакуации пассажиров и пожаротушения и пр. Безопасность конструкции автобуса закладывается в процессе его проектирования и производства и только в незначительной степени может быть повышена при его эксплуатации путем внедрения рационализаторских предложений.
Улучшение условий дорожного движения обеспечивается:
- соответствием ширины улиц транспортным потокам;
- сооружением транспортных развязок в разных уровнях;
- поддержанием дорожных покрытий в надлежащем состоянии (ремонт и своевременная очистка покрытий);
- совершенствованием средств регулирования движения (внедрением светофорной сигнализации, обустройством транспортным маршрутов дорожными знаками, нанесением линий разметки и пр.);
- выделением специальных полос для движения городского транспорта;
- ограничением движения легковых и грузовых автомобилей по улицам, где организовано движение городского транспорта;
- устройством специальных "карманов" для размещения автобусов на остановочных пунктах.
Решение вопросов улучшения условий дорожного движения требует совместных усилий работников транспорта, дорожно-эксплуатационной службы, органов ГИБДД.
Влияние эксплуатации подвижного состава на безопасность совершения поездок целиком определяется деятельностью автотранспортных предприятий и зависит от соблюдения установленного контроля технического состояния подвижного состава при выпуске на линию и научно обоснованного нормирования скоростей движения на маршрутах.
Подбор, обучение и использование водительских кадров должны производиться с учетом специфики работы автобусного транспорта. Особо важное значение при этом имеет полное соблюдение установленной законодательством продолжительности рабочего дня водителя, предупреждение случаев управления водителем автобусами в состоянии опьянения, систематическое изучение водителями особенностей вождения автобусов на опасных участках маршрутов.
Перед выходом водителя на линию с ним проводится инструктаж по БДД. На каждом маршруте рассматриваются особо опасные участки. Если произошло ДТП, то оно тщательно разбирается комиссией, которую возглавляет руководитель предприятия и его заместители.
В истекшем периоде 2018 года на территории Орловской области отмечается рост дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов на 4.9 % (43). Наибольшая тяжесть последствий фиксируется на маршрутах перевозок пассажиров автобусами в межрегиональном, междугородном сообщении.
На основании вышеизложенного и в связи с участившимися нарушениями Правил дорожного движения водителями общественного транспорта, отделение ГИБДД по Кромскому району Орловской области просит незамедлительно сообщать о всех соответствующих фактах, по телефону дежурной части ОМВД России по Кромскому району 2-15-00, телефону отделения ГИБДД 2-16-52, либо направлять фото и видеоматериалы через официальный сайт УМВД России по Орловской области в разделе «Приём обращений».


ОГИБДД Кочеров О.А.