ВНИМАНИЕ МОШЕННИКИ

Размещено 26.08.2024г.

С развитием технического прогресса и появления в нашей жизни мобильных устройств, бесконтактной оплаты и наконец сети Интернет все чаще граждане сталкиваются с распространенным в последнее время видом мошенничества, так называемое «Дистанционное мошенничество».

Дистанционное мошенничество, преимущественно, совершается следующими способами:

-  Потерпевшие под различными предлогами перечисляют денежные средства мошенникам.

-  Сообщают мошенникам реквизиты и пароли доступа к операциям по счету посредством поступившего им СМС-сообщения, что приводит к хищению денежных средств.

-  Значительную распространённость имеют преступления, совершенные с использованием высоких технологий, то есть в сети Интернет, в том числе объявления о продаже и рассылки вирусных ссылок в социальных сетях.

Анализ преступлений, совершенных дистанционным способом, показывает, что одним из признаков подготавливаемого или совершаемого преступления телефонного мошенничества является, когда мошенники выступают в роли «сотрудников службы безопасности банков», «сотрудников правоохранительных органов» и в ходе телефонного разговора получают информацию по банковской карте (номер банковской карты, а также CV-код).

Дальнейшим основным фактором является получение злоумышленниками разового пароля (в виде СМС-сообщения), который поступает на абонентский номер, привязанный к банковской карте. Держатель банковской карты сообщает разовый пароль мошенникам, тем самым предоставляет доступ к денежным средствам.

Уважаемые граждане!

Убедитесь в достоверности информации, полученной в ходе телефонного разговора и интернет переписки с неизвестными. Мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, представителями операторов сотовой связи и банковских учреждений, знакомыми и даже Вашими родственниками. Обязательно свяжитесь с теми, от чьего имени действуют незнакомцы, и убедитесь в правдивости информации.

Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты банковских счетов и карт, коды из СМС-сообщений, пароли банковских карт и счетов.

Рекомендации:

1. Только мошенники могут запрашивать Ваш номер мобильного телефона и другую дополнительную информацию, помимо идентификатора, постоянного и одноразового паролей.

2. Только мошенники запрашивают пароли для отмены операций или шаблонов в «Сбербанк Он-лайн». Если Вам предлагается ввести пароль для отмены или подтверждения операций, которые Вы НЕ совершали, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в банк.

3. Никому не сообщать пин-, СVC- или CVV- коды банковской карты и одноразовые пароли;

4. В случае потери банковской карты немедленно позвонить в банк для блокировки - это поможет сохранить денежные средства;

5. Подключить услугу СМС-информирование - это обеспечит контроль за проведением любых операций по карте. При получении СМС о несанкционированном списании средств со счета, заблокировать карту;

6. Установить лимит выдачи денежных средств в сутки и за одну операцию (это можно сделать в отделении банка или удалённо в Интернет-банке). Мошенники не смогут воспользоваться сразу всей суммой, которая находится на карте;

7. Не сообщать реквизиты карты никому. Представители банка их знают! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.

 

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВ

 

Хищение денежных средств с банковских карт.

В последнее время мошенники изобрели новую схему обмана, с помощью которой похищают деньги с банковских карт граждан. На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, про изошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для ее регистрации. Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на номер своего телефона.

Особо следует выделить несколько наиболее распространенных способа телефонного мошенничества:

 

Случай с родственниками.

Мошенник, используя мобильный телефон, осуществляя перебор номеров по возрастанию или убыванию последней цифры, звонит на телефон (стационарный или мобильный) представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает о том, что задержан сотрудниками милиции за совершение того или иного преступления или правонарушения (ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений), но есть возможность за определенное вознаграждение «решить вопрос». Далее в разговор вступает другой мошенник, который представляется сотрудником правоохранительных органов. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так поступать нежелательно, так как он боится потерять работу и погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место и передать конкретному человеку. При получении согласия на перевод денег осуществляется телефонный звонок в одну из служб «осуществляющих услуги по частному извозу», узнается номер сотового телефона таксиста, которому передан заказ. В дальнейшем все перемещения по городу таксист осуществляет по указанию заказчика в телефонном режиме. При этом заказчик указывает номер дома и номер подъезда к которому таксисту следует подъехать, когда заказчик удостоверяется, что таксист находится возле подъезда он называет номер квартиры, в которую ему необходимо зайти, забрать деньги и проехать к ближайшему филиалу сбербанка, для осуществления перевода денежных средств блиц-переводом на предъявителя, паспортные данные которого указывает заказчик либо перечислить денежные средства на абонентский номер сотового телефона указанный мошенниками. После отправки денег заказчик просит посредника назвать ему контрольный номер перевода, по которому направлены деньги. За свои услуги таксисты получали вознаграждение в размере от 1000 до 3000 рублей, оставляя эту сумму себе из тех денег, которые им передавали потерпевшие.

 

Попытка оформления онлайн кредита

Мошенник, используя мобильный телефон, звонит абоненту от лица сотрудника службы безопасности банка и сообщает, что некоторое время назад, от Вашего имени была подана заявка на оформление онлайн кредита на крупную сумму, далее поясняет, что если Вы этого не делали, то можно отменить заявку, но для этого необходимо сообщить номер карты, трехзначный код на обороте пластиковой карты, и после того как Вы получите пароль в СМС сообщении выдает его за код подтверждения при отмене операции. В некоторых случаях заставляют снять наличные деньги, находящиеся на карте и перевести на абонентские номера траншами по 10 000 -15 000 рублей. В последнее время мошенники стали представляться сотрудниками правоохранительных органов участковым, следователем, сотрудниками следственного комитета и в некоторых случаях сотрудниками прокуратуры поясняя, что (как правило Москва и Московская область) в отношении группы лиц возбуждено уголовное дело по факту мошенничества и под предлогом привлечения мошенников к уголовной ответственности необходимо сообщить некоторые данные о сберегательных счетах и картах, сообщают, что перезванивать на «горячую линию» банка не нужно, так как мошенником может быть недобросовестный сотрудник банка. При этом не редко пытаются угрожать гражданам (как правило это пожилые граждане) уголовным преследованием по причине укрывательства преступников. Вышеуказанные действия мошенники осуществляют при помощи абонентских номеров с кодом Московского региона 495, 499, Ленинградской области с кодом 812, а также с похожими номерами телефонов «горячей линии» различных банков, а также номера 900. Никогда не вступайте в диалог по незнакомому номеру, либо номеру вызывающего подозрение, ведь ни один сотрудник банка, полиции либо иных силовых ведомств не требует сообщить данные своих счетов по телефону. Если вам позвонили на телефон не теряйте рассудок, сохраняйте хладнокровие, постарайтесь не вступать в диалог, а отключитесь от разговора. Нужную вам информацию Вы можете узнать, посетив отделение банка по месту проживания, а также по телефону «горячих линий» указанных на обороте пластиковых карт и наконец позвоните родственникам, либо участковому, которого вы знаете и проконсультируйтесь по данному факту. В большинстве случаев жертвами мошенников становятся престарелые и пожилые граждане, для которых новомодные телекоммуникации не известны. При совершении телефонного звонка мошенники используют IP- телефонию, при помощи которой при звонке есть возможность подмены телефонного номера (так называемого виртуального номера), а при звонке абоненту определяется телефоны «горячих линий» различных банков, МВД, органов прокуратуры или Следственного комитета.

 

Звонки от операторов сотовой связи.    

На телефон звонит неизвестный представляется сотрудником телефонной компании (Мегафон, МТС, Теле 2, Билайн, Ростелеком и др.) и сообщает, что срок использования Сим-карты прекращается и для продления ее работы необходимо заключить договор, а именно подтвердить свое согласие на продление договора. Мошенник объясняет, что сейчас на телефон придет СМС-сообщение с кодом подтверждения и его необходимо продиктовать сотруднику телефонной компании. На самом деле никакой блокировки Сим-карты не будет, а СМС-сообщение приходит для входа в личный кабинет абонента, вход на Госуслуги. Тем самым мы сами передаем свои персональные данные мошеннику не подозревая об этом, т.к. не обращаем внимание на поступившее СМС сообщение от кого оно пришло и зачем. Не при каких обстоятельствах в телефонных разговорах не подтверждайте свои персональные данные, не диктуйте и не передавайте поступившие СМС-сообщения с кодами, немедленно отключитесь от разговора. Сотрудники телефонных компаний не звонят своим абонентам и не сообщают о блокировке Сим-карт, если такое происходит, то Сим-карта блокируется вне зависимости от желания клиента – это происходит автоматически, программой телефонной компании.

 

Звонок от компаний поставщиков газа, электроэнергии.

Звонивший представляется представителем компаний газовой службы, электросетей, управляющей компанией и сообщает, что истек срок эксплуатации приборов учета, что можно в телефонном режиме продлить срок эксплуатации, но необходимо это подтвердить сообщив код из СМС-сообщения, который вам поступил, также просят не отключаться от разговора. На самом деле никто из компаний звонить не будет, дальнейшая работа приборов учета в телефонном разговоре не решается, информация о истекающем сроке эксплуатации поступает официально в квитанциях об оплате услуг либо в письменном уведомлении. Передачей паролей из СМС-сообщений вы сами предоставляете доступ к своим персональным данным, доступ к личным кабинетам Госуслуг, финансовых организаций, при помощи которых мошенник похищает ваши денежные средства и использует ваши данные в своих целях, также для оформления и получения кредитов.

Как обезопасить себя и своих родственников от телефонных мошенников:

- не отвечайте на абонентский номер, которого нет в вашей телефонной книге

- если ответили и звонивший представился вам сотрудником ФСБ, Сбербанка, Прокуратуры, Госуслуг, Сотрудником Следственного Комитета поясняет, что вас пытаются обмануть, на ваше имя оформляют кредит, ваши сбережения были переведены на поддержание терроризма, необходимо перевести денежные средства на безопасный счет или сообщают иную информацию, отключитесь от разговора. Вышеперечисленные государственные органы не звонят и не сообщают данную информацию по телефону, а информируют почтой в виде уведомлений и повесток. Сайт Госуслуги граждане очень часто путают с МФЦ, на сайте Госуслуге нет операторов, поэтому с него вам никто не позвонит, тем более не напишет в мессенджерах Ватсап, ВКонтакте, Одноклассники и т.д. 

 

С целью недопущения мошеннических действий ОМВД России по Кромскому району рекомендует:

1. не отвечать на телефонные звонки с неизвестных номеров, при необходимости перезвоните родственникам, поинтересуйтесь их местом нахождения и все ли у них в порядке.

2. не сообщать по телефону свои персональные данные, тем более не передавать по просьбе звонившего коды, пароли.

3. если с вашим банковским счетом, происходят какие-либо операции то банк их автоматически заблокирует, безопасных счетов не бывает, сотрудники банка своих клиентов не обзванивают, все вопросы касаемо банковских счетов решаются только при посещении банковской организации лично.         

 

Врио начальника  

подполковник полиции

Е.И. Юдаков