Минпромторг РФ подготовил проект постановления Правительства РФ об увеличения утилизационного сбора на автомобили. Предполагается, что новые правила расчета утилизационного сбора вступят в действие с 1 октября 2024 года. Проект также устанавливает пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на период до 2030 ода. Утилизационный сбор уплачивается как на автомобили, произведенные в стране, так и на ввезенные из-за рубежа. Его размер зависит от базовой ставки и коэффициента, установленных в зависимости от характеристик транспортного средства и категории плательщика. Изменения коснуться граждан, ввозящих автомашину с объемом двигателя до 3 л для личного пользования (им не нужно уплачивать утильсбор). Но, если планы автовладельца изменятся, и он решит продать автомобиль вместо личного использования, то утиль сбор подлежит пересчету и его необходимо будет уплатить. Кроме того, для ввезенных для личного пользования машин с двигателем объемом больше 3 л коэффициенты при расчете сбора увеличатся в два раза. Если автомобиль приобретен зарубежом для дальнейшей перепродажи, то размер утильсбора с 1 октября 2024 года будет увеличен на 70-85%. До 2030 года его будут поднимать ежегодно на 10-20%. Это будет означать, например, для сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для продажи, что размер утильсбора вырастет с 306000 до 556200 руб. К 2030 году он может составить уже 1172400 руб. Для электромобилей и гибридов рост ставок по утильсбору планируется с 1 января 2025 года. За новые электромобили его размер составит 667400 руб., за категорию старше 3 лет необходимо будет заплатить 1174000 руб. По мнению профессора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмилы Проняевой, предложения по увеличению утильсбора направлены на увеличение спроса на автомобили, произведенные в стране. Ввезенные авто из-за рубежа с октября 2024 года покупать станет невыгодно, а к 2030 году это станет экономически нецелесообразным. В связи со снижением производства автомобилей в стране и ростом их поставок из Китая (на авторынке России представлены более 50 китайских марок автомобилей, а производство полного цикла организовано только Haval), вышеуказанные меры направлены на то, чтобы зарубежные автопроизводители переносили производство на территорию России, и тем самым создавались новые рабочие места и увеличивались налоговые поступления в бюджет.