Коммунальные платежи – значительная статья расходов для семейного бюджета рядовых граждан. Те, кому нелегко оплачивать услуги ЖКХ в полном размере, могут рассчитывать на помощь государства, например на льготы и субсидии. Чем они отличаются, кому полагаются и как рассчитываются, разбиралась эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления филиала РАНХиГС Наталия Малявкина.
Есть две формы поддержки в сфере ЖКХ. Первая – это льготы. Их дают определенным категориям людей, материальное положение при этом не учитывается. Вторая – субсидии. Они адресные – для тех, кто испытывает материальные трудности и не справляется самостоятельно с оплатой коммунальных услуг.
К федеральным льготникам относятся, например, инвалиды, а также семьи с детьми-инвалидами и др. Они платят половину от положенной суммы за ЖКУ и за капремонт. Услуги, плата за которые рассчитывается по счетчикам, компенсируются государством только в размере норм потребления.
При этом если льгота может быть скидкой или компенсацией, то субсидия – это всегда денежная сумма на оплату услуг ЖКХ. И если льготы финансируются из бюджета того уровня, на котором установлены, – федеральные льготы из федерального, региональные соответственно из бюджета субъекта, то субсидии выделяются всегда из регионального бюджета.
При назначении субсидии не имеет значения, к какой социальной категории человек относится, он может вообще не быть в списке льготников, важно его материальное положение в конкретный момент жизни. Учитываются два основных фактора: какой доход у семьи и какая часть от него уходит на оплату коммунальных платежей.
Средний доход семьи рассчитывается путём сложения всех получаемых денежных средств членов семьи и делится на количество человек в семье.
Для того чтобы подать заявление на субсидию, нужно обратиться в МФЦ по месту жительства, или подать заявление в электронной форме через госуслуги, или обратиться в уполномоченный орган.