ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Конституция Российской Федерации (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях. Под  защитой  Отечества, прежде всего, понимается оборона страны, обеспечение ее суверенитета и безопасности, целостности и неприкосновенности территории. Понятия «долг» и «обязанность» близки по смыслу. При этом, видимо, понятие «долг» предусматривает некую моральную составляющую, а понятие «обязанность» - имеет юридическую природу.   
Конституционный долг по защите Отечества граждане могут исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае граждане проходят военную службу по контракту в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 23 марта 1998 г. № 53-ФЗ. Помимо этого, возможно прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ. Прохождение военной службы по призыву является конституционной воинской обязанностью граждан Российской Федерации.        
    Согласно ст. 328 УК РФ уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
   В соответствии  с п. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации  по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, правом инициировать возбуждение уголовного дела путем сообщения о преступлении обладает как призывная комиссия, так и военный комиссариат.      Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» от 3 апреля 2008 г. № 3 предписал судам обязательно тщательно выяснять, является ли гражданин субъектом уклонения от призыва на военную службу и субъективную сторону этого преступления. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного срока, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.
    Таким образом, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности вплоть до достижении возраста 29 лет.   
  Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в отдел военного комиссариатаоенный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом, уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам отдела военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов под­ряд, неявка в отдел военного комиссариата по истечении действия уважительной причины. Получение повестки под расписку является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Отсутствие юридически значимого факта, а именно расписки гражданина о получении повестки также может повлечь привлечение к уголовной ответственности, но лишь в том случае, если следственным органам удастся доказать умышленное уклонение призывника от военной службы, к примеру, в случае отказа от получения повестки в момент вручения. Однако в случае если призывнику в очной беседе предложили получить повестку, а он отказался от ее вручения, то основания для привлечения к ответственности возникают с момента неявки без уважительных причин по непринятой повестке. Факт отказа от принятия повестки фиксируется путем составления акта, подписывается двумя свидетелями.      
      Кроме того, необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за неявку в срок на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является отсутствие уважительных причин. К уважительным причинам в этих случаях, при условии их документального подтверждения, следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.. В ст.ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указаны основания, при наличии которых граждане не подлежат призыву на военную службу либо имеют право на предоставление отсрочки. Нередко на практике возникает вопрос: подлежит ли привлечению к уголовной ответственности призывник, который, будучи не годным к прохождению военной службы, не является на призывные мероприятияпримеру, на медицинскую комиссию).     Таким образом, складывается ситуация, при которой отдел военного комиссариата не осведомлен о наличии у призывника основания для освобождения от военной службы. В данной ситуации уголовное дело подлежит возбуждению, поскольку органы следствия не имеют возможности провести соответствующую проверку без следственных действий. При обнаружении же законных оснований для освобождения от прохождения военной службы уголовное дело, возбужденное в отношении призывника по факту уклонения от прохождения военной службы, подлежит прекращению на основании отсутствия состава преступления (ст. 24 УК РФ).

 
Начальник отдела военного комиссариата Орловской области по Кромскому и Троснянскому районам                                              А.В. Богачёв