Завершено контрольное мероприятие по вопросу проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств

Завершено контрольное мероприятие по вопросу проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Кромская детская школа искусств» на оплату труда за период 2016-2017гг. и 1 полугодие 2018года, и учета средств, полученных от добровольных пожертвований за период с 1 января 2017г. по 31 августа 2018г.
В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 91 Закона об образовании, пункта 1.11 раздела 1 Устава Учреждение должно осуществлять образовательную деятельность на основании лицензии.
В проверяемом периоде Департаментом образования Орловской области по приказу от 16 октября 2015г. № 1088 выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей и взрослых серии 57II01 № 0000201 (регистрационный номер № 526 от 16 октября 2015г.) и приложение к ней серии 57II01 № 0000321.
В соответствии с Уставом для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет образовательную деятельность в виде дополнительного образования, путем реализации следующих дополнительных общеобразовательных программ в области искусств: реализация дополнительных предпрофессиональных программ; реализация дополнительных общеразвивающих программ.
В целях реализации уставной деятельности в проверяемом периоде Учреждением открыты следующие отделения: Фортепиано, Народных инструментов, Духовых инструментов, Изобразительного искусства,Хореографии.
В соответствии со статьей 30 Закона об образовании образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В соответствии с частью 4 статьи 75 Закона об образовании содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12 Закона об образовании) с учетом Рекомендаций (часть 21 статьи 83 Закона об образовании), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей.
Учреждением в проверяемом периоде разработана и утверждена общеразвивающая образовательная программа в области искусств (Общеразвивающая программа), где определены сроки обучения, продолжительность учебных занятий, возрастные категории учащихся и другие критерии. Также разработан и утвержден рабочий план.
Приказом Министерства культуры РФ от 16 июля 2013г. № 998 утвержден перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
В соответствии с частью 4 статьи 75 Закона об образовании, пунктом 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) установлены приказами Министерства культуры Российской Федерации:
 по ДПОП «Фортепиано» – приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 март 2012г. № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе» (ФГТ № 163);
 по ДПОП «Духовые и ударные инструменты» – приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 165 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе» (ФГТ № 165);
 по ДПОП «Народные инструменты» – приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 162 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе» (ФГТ № 162);
 по ДПОП «Живопись» – приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» (ФГТ № 156);
 по ДПОП «Хореографическое творчество» – приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе» (ФГТ № 158).
 В соответствии с вышеназванными приказами в Учреждении разработаны дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства («Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»), в области изобразительного искусства («Живопись»), в области хореографического искусства («Хореографическое творчество»).(ДПОП).
В соответствии с ДПОП Учреждением в проверяемом периоде разработаны и утверждены учебные планы по каждой из реализуемых предпрофессиональных программ.
В соответствии с Предпрофессиональными программами, утвержденными руководителем Учреждения, учебные планы в проверяемом периоде согласованы с Отделом культуры и архивного дела администрации Кромского района Орловской области. Учебные планы по предпрофессиональным образовательным программам отвечают обязательным минимальным требованиям, установленным ФГТ.
При анализе учебных планов по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам несоответствие структуры (содержания) образовательных программ не выявлено.
Учебные планы являются исходным документом для финансирования образовательного учреждения. На основе учебных планов составлена тарификация педагогических работников Учреждения.
Расчеты по заработной плате.
В проверяемом периоде оплата труда в Учреждении регламентирована:
- Положением по оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Кромского района Орловской области, утвержденным Постановлением администрации Кромского района Орловской области от 14 декабря 2011г. № 933( далее - Положение № 933);
- Положением по оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения дополнительного «Кромская детская школа искусств», Положением о порядке распределения выплат компенсационной и стимулирующей части фонда оплаты труда, премирования и выплаты материальной помощи для работников Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Кромская детская школа искусств», утвержденные приказом Учреждения от 23 сентября 2016г. № 22-п, от 22 февраля 2017г. № 12-п, от 26 февраля 2018г. № 16-п. (далее – Положение о компенсационных и стимулирующих выплатах Учреждения).
Оплата труда в Учреждении производилась по отраслевой системе оплаты труда, включающей должностные оклады, определяемые из базовой ставки для преподавателей (2016г.-4650,0 руб., 2017г.-5500,0 руб.) и базовой единицы для руководителя (2016г.-3500,0руб., 2017г.-4200,0руб., 2018г.-4368,0руб.).
В проверяемом периоде штатная численность работников Учреждения определена штатными расписаниями.
На финансовое обеспечение образовательного процесса в части оплаты труда с начислениями поступили средства в 2016 году - 6949,346 тыс. рублей, в 2017году - 8241,814 тыс. рублей, в периоде 2018 года- 4823,830 тыс. рублей.
Проверкой правильности и обоснованности локальных актов, регламентирующих систему оплаты труда в Учреждении, и их фактическом применении отмечено следующее:
Приказами от 1сентября 2016г. № 33, от 1 сентября 2017г. № 42 установлена стимулирующая доплата преподавателям, награжденным грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации в размере 300,0 рублей.
В Положении о компенсационных и стимулирующих выплатах Учреждения данная выплата также предусмотрена.
Однако, установление данной выплаты противоречит Положению № 933, т.к. пунктом 18 приложения 6 Положения № 933 предусмотрена возможность выплат стимулирующего характера отдельным категориям работников, а именно:
- работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации, награжденным нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», значком «Отличник народного просвещения».
Таким образом в проверяемом периоде за счет неверного применения Положения № 933 неправомерно произведены выплаты в сумме 29,7 тыс. рублей, в том числе в 2016 году- 11,6 тыс. рублей, в 2017году- 11,7тыс.рублей, в полугодии 2018года – 6,4 тыс. рублей.
Проверкой правильности формирования фонда оплаты труда работников образовательного учреждения установлено следующее:
При отсутствии в штатном расписании должности концертмейстера в Учреждении производились доплаты по норме часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы концертмейстера, что привело к неправомерному расходованию денежных средств на общую сумму 409,270 тыс. рублей, в том числе в 2016 году – 152,650 тыс. рублей, в 2017 года – 160,630 тыс. рублей, в 2018 году- 95,989 тыс. рублей.
Положением № 933 установлено, что при формировании фонда оплаты труда работников учреждений предусматривается на выплаты компенсационного и стимулирующего характера по 5 и 20 процентов соответственно средств, предусмотренных на оплату ставок (окладов) заработной платы.
Расходы на компенсационные и стимулирующие выплаты в 2016 году по учреждению составили 3,3% и 15,3% , в 2017году – 3,2% и 13,0 % соответственно от общего объема фонда оплаты труда. Таким образом, при формировании фонда оплаты труда учреждением соблюдены требования Положения № 933.
В ходе проверки установлены случаи нарушения трудового законодательства, которые могут повлечь неправомерные расходы бюджетных средств, а именно:
В нарушении требований, определенных статьей 121 Трудового кодекса РФ, при исчислении периода, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска, в расчет принимался отпуск без сохранения заработной платы сверх 14 календарных дней. В связи с этим, неправильно установлен рабочий период, за который предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск и последующие периоды.

Учет средств от добровольных пожертвований
Источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности Учреждения в проверяемом периоде являлись: субсидия на выполнение муниципального задания, субсидия на иные цели, имущество, переданное Учреждению на праве оперативного управления, средства от иной приносящий доход деятельности, добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
В соответствии с законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Уставом МБУ ДО «Кромская ДШИ» Учреждением ежегодно заключались договоры на добровольные пожертвования.
В 2016-2017 учебном году заключено 199 договоров добровольного пожертвования, в 2017-2018 учебном году- 187 договоров.
В соответствии с договором добровольного пожертвования средства направляются: на функционирование и развитие образовательного учреждения, на обеспечение ведения образовательного процесса на более качественном уровне, на укрепление материально - технической базы, на поддержку одаренных детей, на организацию досуга и отдыха детей (проведение внеклассных мероприятий), на участие учащихся отделения изобразительного искусства в региональных, всероссийских и международных выставках, на пополнение библиотечного фонда, издание методических пособий преподавателей, на изготовление печатной и видео продукции, в том числе для оформления памятных подарков для выпускников школы, на организацию работы, направленную на повышение квалификации преподавателей, на приобретение музыкальных инструментов и оборудования, сценических костюмов, на настройку и ремонт инструментов, на приобретение и пошив обуви, костюмов для учащихся хореографического отделения, на подготовку и проведение выставок, конкурсов и фестивалей на различных уровнях, на приобретение расходных материалов для оформительских работ (художественные материалы, картриджи), на приобретение звуковой и световой аппаратуры для проведения мероприятий, на приобретение призового фонда для поощрения учащихся, принимающих активное участие в концертной, конкурсной и выставочной деятельности школы, на обеспечение питанием учащихся школы, участвующих в областных и региональных конкурсах, на текущий ремонт здания, помещений школы, на приобретение дополнительных хозяйственных средств для выполнения санитарно-эпидемиологических нормативов в школе.
Поступление добровольных пожертвований осуществлялось путем перечисления денежных средств через лицевой счет № 20546Ч34240, открытый в УФК по Орловской области.
Всего добровольных пожертвований поступило за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2018 года в сумме 601, 319 тыс. рублей, в том числе за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в сумме 380, 143 тыс.рублей, с 1 января 2018 года по 31 августа 2018 года в сумме 221, 176 тыс. рублей.
Всего проверено средств, поступивших от добровольных пожертвований в сумме 601, 319 тыс.рублей.
Согласно плана финансово хозяйственной деятельности Учреждения на 2017 год, с учетом изменений, доходы от приносящей доход деятельности утверждены в сумме 380, 143 тыс.рублей. Расходы утверждены в сумме 380, 143 тыс.рублей.
С 1 января 2017 года и 31 декабря 2017 году на лицевой счет Учреждения поступило добровольных пожертвований в сумме 380, 143 тыс. рублей.
Фактические расходы средств поступивших от добровольных пожертвований за 2017 год составили 380, 143 тыс. рублей, в том числе:
- оплата связи (за ведение сайта школы) в сумме 1,0 тыс. рублей;
- оплата проезда преподавателей в сумме 16, 040 тыс. рублей;
- приобретено основных средств в сумме 31,259 тыс. рублей (роутер, костюмы, бензотриммер «Рысь», утюг, стремянка, 2 резиновых коврика);
- приобретено материальных запасов в сумме 50,424 тыс.рублей (канцелярские и хозяйственные товары);
- услуги по содержанию имущества в сумме 63, 893 тыс. рублей (заправка картриджа, ремонт водопровода, вставка окон, услуги по уборке туалета);
- прочие работы и услуги в сумме 217, 527 тыс. рублей (оплата услуг программиста, изготовление афиш, календарей, плана эвакуации, видео и фотосъёмка, оформление сцены, подписка печатных изданий, оформление стенда, изготовление фотографий, обучение газооператора и по пожарной сигнализации, изготовление ограждения, оплата программы СБиС, услуги по повышению квалификации).
Переходящего остатка неиспользованных добровольных пожертвований на 2018 год нет.
Согласно ПФХД на 2018 год с учетом изменений, доходы от приносящей доход деятельности утверждены в сумме 350, 000 тыс. рублей. Расходы утверждены в сумме 350, 000 тыс. рублей.
С 1 января 2018 года и 31 августа 2018 году на лицевой счет Учреждения поступило добровольных пожертвований в сумме 221, 176 тыс. рублей.
Фактические расходы за период с 1 января 2018 года по 31 августа 2018 года составили 154, 741 тыс. рублей, в том числе:
- прочие расходы в сумме 1, 925 тыс. рублей (приобретение грамот, штрафы);
- услуги по связи (за ведение сайта школы) в сумме 4,504 тыс. рублей;
- приобретены материальные запасы в сумме 5,147 тыс. рублей (канцелярские и хозяйственные товары);
- услуги по содержанию помещений в сумме 61,753 тыс. рублей (работы по замене откосов, независимая оценка пожарного риска, заправка картриджей, замена окон, услуги по уборке туалета);
- прочие работы и услуги в сумме 81, 412 тыс. рублей (изготовление афиш, фотографий, классных журналов, оформление сцены, фото и видеосъемка отчетных концертов, оплата услуг программиста, участие в конкурсах, обучение на охране труда, подписка печатных журналов, изготовление свидетельств, оплата программы СБиС).
Неиспользованный остаток средств поступивших от добровольных пожертвований на лицевом счете № 20546Ч34240 по состоянию на 1 сентября 2018 года составил 66, 435 тыс.рублей.
Оплата за приобретенные основные средства в проверяемом периоде осуществлялась путем безналичного перечисления средств.
По данным бухгалтерского учета Учреждения по состоянию на 1 января 2017 года значилось основных средств в сумме 3 602, 888 тыс. рублей.
В 2017 году приобретено основных средств стоимостью свыше 3,000 тыс. рублей в сумме 215, 324 тыс.рублей (за счет средств от добровольных пожертвований - ограждение на сумму 116, 874 тыс.рублей, триммер Рысь на сумму 6, 380 тыс. рублей, стенд из ПВХ 4мм 120х90,8 на сумму 4,000 тыс. рублей, за счет субсидии на иные цели - демонстрационные модели в количестве 7 наименований на сумму 31, 000 тыс. рублей, юбка пачка балетная в количестве 6 штук на сумму 27, 900 тыс.рублей, ноутбук Lenovo на сумму 25, 920 тыс. рублей, магнитола ВВК Вх150 на сумму 3, 250 тыс. рублей).
По данным бухгалтерского учета и баланса формы №0503370 за 2017 год по состоянию на 1 января 2018 года значилось основных средств в сумме 3 818, 211 тыс. рублей.
Кроме того, в 2017 году приобретено основных средств стоимостью до 3000,00 рублей включительно в сумме 70, 509 тыс. рублей, за счет добровольных пожертвований - 30, 279 тыс.рублей, за счет субсидии на иные цели -40, 230 тыс. рублей.
Основные средства стоимостью до 3,000 тыс. рублей включительно в сумме 70, 509 тыс.рублей списаны с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000,00 рублей включительно» по балансовой стоимости.
По состоянию на 1 января 2018 года в Учреждении на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000,00 рублей включительно» значилось основных средств стоимостью 432,866 тыс. рублей, в том числе приобретенных за счет бюджетных средств стоимостью 105, 496 тыс. рублей, за счет средств от внебюджетной деятельности - 327, 370 тыс. рублей.
В нарушение пункта 373 Приказа №157 основные средства стоимостью до 3, 000 тыс. рублей включительно принимались к учету на забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3 000,00 рублей включительно» по балансовой стоимости 432, 866 тыс. рублей, хотя это не было установлено учетной политикой Учреждения.
В ходе проверки своевременности и правильности отражения в учете операций по приобретению и оприходованию материальных запасов установлено, что материальные запасы отражались на основании первичных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета 210500000 «Материальные запасы». Выбытие материальных запасов производится на основании акта о списании материальных запасов формы 0504230 и ведомости на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения формы 0504210. Остаток материальных запасов подтвержден регистрами бухгалтерского учета.
В нарушении пунктов 38, 44 приказа Минфина РФ от 1 декабря 2010 года №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Приказ № 157н) и Приказа Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее- Приказ №174н), за счет добровольных пожертвований приобретались и приходовались по счету 210536340 «Прочие материальные запасы» основные средства в сумме 5 ,885 тыс. рублей, в том числе по счету от 1 декабря 2017 года №72 у ИП Черникова А.А. приобретен калькулятор СITIZEN стоимостью 0,620 тыс. рублей, по счету от 14 декабря 2017 года № 296 у ИП Лежепекова Г.В. приобретена люстра 1840/5 в количестве 1 штука, стоимостью 2, 700 тыс. рублей, люстра в количестве 1 штука стоимостью 1,200 тыс. рублей, светильник настенный в количестве 1 штука стоимостью 0,600 тыс. рублей, доска гладильная -1 штука стоимостью 0,765 тыс.рублей.
Организация и ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06 декабря 2011года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета возложено на главного бухгалтера Учреждения .
Требования к первичным учетным документам, которыми регистрируются хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), определены Инструкцией № 174н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015года № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению») (далее – Приказ № 52н), Учетной политикой.
В Учреждении первичные и сводные учетные документы (заверенные собственноручной подписью) составляются на бумажных носителях информации.
Ежемесячно формируются на бумажном носителе регистры бухгалтерского учета (журналы операций).
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.
Регистры бухгалтерского учета подписаны лицами, ответственными за его формирование.
Аналитический учет расчетов по оплате труда в проверяемом периоде велся в журнале операций расчетов по оплате труда (Журнал операций № 6).
Документом для начисления заработной платы, является Табель учета рабочего времени (ф.0504421).
В нарушении Приказа № 52н табель учета рабочего времени велся не по утвержденной форме.
Выплата заработной платы в проверяемом периоде осуществлялась путем безналичных перечислений, методом зачисления денежных средств на карту получателя в соответствии с реестрами перечислений. При этом начисления заработной платы производились по расчетно-платежной ведомости (ф.0504401), применяемой при начислении и выдаче наличных денег через кассу учреждения, а следовало начислять по расчетной ведомости (ф. 0504402).
Также, необходимо отметить, что в Учреждении в расчетно- платежных ведомостях и карточке-справке по заработной плате не выделены начисления по видам доплат компенсационного и стимулирующего характера, не выделены начисления основных окладов и за совмещение.
По итогам контрольного мероприятия направлены:
- представление МБУ ДО «Кромская ДШИ», в котором предложено рассмотреть акт проверки и представление, проанализировать допущенные недостатки; принять меры по устранению недостатков и причин, способствующих выявленным нарушениям; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.
- материалы проверки Главе Кромского района, прокурору Кромского района,

Председатель Контрольно-счетной палаты
Кромского района Орловской области
С.С. Булгакова