Разъяснение действующего законодательства в форме «Вопрос-ответ»

Размещено 27.06.2019г.

Необходимо ли приобретать лицензию на деятельность, связанную с отходами?

Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор И.П. Булгакова:

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» одним из видов деятельности, на которые требуется лицензия, является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также требования, предъявляемые к соискателям лицензии, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Таким образом, хозяйствующий субъект обязан получить в установленном порядке лицензию на деятельность, связанную с обращением с отходами I-IV классов опасности.

 

Существует ли перечень отходов, захоронение которых запрещено?

Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор И.П. Булгакова:

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно п.8 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р содержит 182 вида отходов производства и потребление захоронение которых запрещается, например лом и отходы стальные несортированные, отходы бумажных этикеток, отходы газет и другие. В связи с наличием в их составе полезных компонентов, указанные отходы подлежат утилизации.

 

Каков порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта)?

Орловская природоохранная межрайонная прокуратура отвечает: согласно п. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

-моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

-реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

- пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

- болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

         Так, Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», устанавливает, что местоположение береговой линии (границы водного объекта) может определяться как в отношении всего поверхностного водного объекта, так и в отношении его части.

Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:

а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;

б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.

          Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами.

Уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) может производиться любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.