Противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Размещено 02.09.2019г.

Всё чаще в последнее время при общении между родителями, учителями, психологами обсуждается тема зависимости детей и подростков от социальных сетей, чрезмерного их увлечения интернетом. Масштабный опрос «Взрослые и дети в цифровом мире», проведённый специалистами по детской безопасности в интернете из «Лаборатории Касперского», показал, что дети слабо защищены от возможных интернет-угроз психологического и технологического характера. К сожалению, Сети незаметно превращаются в пространство для информационной войны, а сбор персональных данных, отслеживание мобильных звонков, распространение фейковых новостей и провокаций через различные мессенджеры ставят под удар доверчивых пользователей. Эта реальность обрела вселенский характер и начинает угрожать правовым и этическим нормам, а также нормальному становлению и психическому развитию юных «обитателей» интернета. Однако, понимая реальность и последствия этой угрозы, всё ли мы сами делаем для того, чтобы её одолеть? Не секрет, что дети склонны копировать привычки родителей. И даже самые строгие требования к ребёнку — отложить телефон, будут сводиться к нулю, если за вечерним семейным столом взрослые сидят, уткнувшись в экраны гаджетов, давно заменивших нам живое общение. Не нужно обладать особым педагогическим даром, чтобы почаще, расставшись с пресловутым гаджетом, уделить внимание своим чадам, увлечь их разговором, проявить заинтересованность детскими делами и секретами. А ещё лучше — вытащить лишний раз на прогулку, в поход по музеям, в кинотеатр с обсуждением фильма. Как ни банально прозвучит этот вопрос, вспомните, когда вы вместе с ребёнком организовывали получение живых впечатлений, переключая его с виртуального мира на настоящий. Впрочем, давая волю своим воспитательским амбициям, важно помнить, худшее, что можно сделать из желания оградить младшее поколение от зависимости — лишить его самой возможности пользоваться интернетом. Кроме огорчения и обиды на отсталых «предков», выставляющих ребёнка в неприглядном свете среди друзей и одноклассников, мы ничего не получим. Более того, вся энергия и изобретательность подростка будет направлена на поиск возможностей обойти запрет. Сознавая бесполезность диктаторских ограничений, проще, купив ребёнку смартфон, сделать попытку договориться о дозированном времени его общения с гаджетом. К примеру, предложить своё участие в оплате интересующих его развлечений в обмен на ограничение общения или игр в интернете. Подменяя приказной тон диалогом и не спекулируя на отношении к учёбе, можно добиться большего. Так, во всяком случае, считают психологи и эксперты. Они же отмечают, что интернет-зависимость у детей формируется быстрее, чем у их родителей, имеющих возможность периодически откладывать телефон, переключаясь на решение повседневных задач и проблем. В то время как подросток, распахнутый для новой информации, не в состоянии оградить свою нервную систему от погружения в пучины интернета. Не говоря уж о таких вредных последствиях для юного игромана, как гиподинамия, нарушение осанки, ухудшение зрения. Поэтому так важно развивать в детях интерес к новым увлечениям и необычным занятиям, формировать вкусовые пристрастия, чтобы ребёнок знал, что мир таит в себе много удивительных вещей, которые не может дать интернет. Не менее важно воспитание у детей бдительности и умеренной открытости при виртуальном общении с незнакомыми людьми.

Убедите подростка

 в том, что за аватаркой с симпатичной мордашкой может скрываться опасная личность. Не стоит изливать душу первому попавшемуся анонимному собеседнику, чтобы не угодить в сети мошенника, наркоторговца, педофила или террориста-вербовщика. Постарайтесь включить работу на компьютере в число дел, которыми вы занимаетесь всей семьёй.

Поощряйте детей

обсуждать с вами онлайн-опыт и особенно его тревожные и неприятные аспекты.

Думается, такой подход позволит избежать многих проблем, освободит от необходимости рассуждений о том, является ли благом или злом величайшее из современных средств коммуникации, даст возможность контролировать» удушающее» действие Всемирной паутины.

Яровой Анатолий Владимирович

главный редактор, заместитель директора

Национального центра информационного

противодействия терроризму и экстремизму

в образовательной среде и сети

Интернет по связям с общественностью